Искусство Макома на протяжении многих веков было связано с музыкальной культурой всей Средней Азии, обобщая на высокопрофессиональном уровне музыкальные жемчужины, созданные гениями народов Востока. С древности до наших времён макомы в своих глубоких по содержанию и разнообразных по форме вокальных и инструментальных образцах отразили психологию, мировоззрение, эстетику народного сознания, его философскую мудрость.
Важную роль в сохранении и развитии музыкального наследия «Шашмаком» занимает постановление президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 17.11.2017 года «О мерах по дальнейшему развитию узбекского национального искусства Макома». Постановление имеет главную цель: формирование национального самосохранения, художественно эстетического мировоззрения, прежде всего у молодого поколения, посредством широкого приобщения к искусству Макома.
Значимым событием культурной жизни Узбекистана стало проведение международного фестиваля по Макому в 2018 году в Шахрисабзе. В рамках фестиваля «Маком» открыт уникальный музей в городе Шахрисабзе, посвящённый музыкальному искусству Макома. Экспозиция музея состоит из основных экспонатов и научно-вспомогательных материалов. Экспозиция посвящена истории возникновения, развития и распространения музыкального искусства Макома, которая состоит из нескольких разделов: Бухарский Шашмаком (Бухарско-Самаркандский локальный стиль), Фергано-Ташкентский маком, (Фергано-Ташкентский локальный стиль), Хорезмский маком (Хорезмский локальный стиль), Кашкадарьинско-Сурхандарьинской локальный стиль. Отдельный раздел посвящен бухарским евреям.
Большую часть экспозиции составляют музыкальные инструменты, используемые в макомном искусстве: танбуры, дутары, сато, гиджак, кашгарский и афганский рубабы, уд, чанг, канун, дойра, тары, сурнаи, наи, кушнаи, а также кубыз, болабон, нагора, домбра, аккордеон и пианино. Помимо музыкальных инструментов, в музее представлены археологические находки: оссуарий и теракотты, копия Айратамского фриза, множество книг, посвященных искусству Макома, фотографии выдающихся хафизов, музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов, сведения о великих учёных, сыгравших существенную роль в развитии профессиональной классической музыки, грампластинки, музыкальный инструмент Японии Кинкодо, граммофон и патефоны.
Историческая эволюция макомата в Центральной Азии насчитывает примерно 1,5 -2 тысячелетия. Об этом можно рассуждать, опираясь на научные труды, трактаты Абу Насра Фараби, Абу Али ибн Сины, Ибн Зайла, Сафиуддина Урмави, Махмуда Ширази, Абдулкадыра Мараги, Махмуда Амули, Абдурахмана Джами, Зайнулобиддина Хусейни, Наджмиддина Кавкаби, Али Чанги.
Неизгладимый след в истории человечества оставили древние очаги культуры – центрально-азиатские города: Бухара, Самарканд, Ургенч (Гургандж – столица древнего Хорезма), Хива, Худжанд, Ташкент и др. На Великом Шёлковом пути они образовывали цепь важнейших укреплённых пунктов. Это были крупные торговые густонаселённые центры, соединяющие экономические интересы восточного и западного миров, наряду развивалась интенсивная культурная жизнь.
К периоду активного функционирования Шёлкового пути (со lI – века до нашей эры) страны и народы, которым предстояло включиться в орбиту оживлённых контактов, уже прошли определённый музыкально-исторический путь, накопив богатый опыт музыкального творчества. Об этом свидетельствуют археологические находки: известный всему миру Айратамский фриз, терракоты Дальверзинтепе и Термеза, настенные росписи во дворце на Афрасиабе, оссуарии и т.д.
На территории Средней Азии узбеки и таджики проживали вместе с арабами, иранцами, евреями, туркменами, казахами, киргизами, цыганами. Благодаря умению и мастерству талантливых музыкантов музыка становится той эстетической ценностью, где органично сочетаются поэзия и музыка, слова и напевы, при этом наличие редкого по красоте певческого голоса и участие усовершенствованного народного музыкального инструментария создало благоприятные условия для достижения высокого уровня классики.
На создание Шашмакома музыкантов вдохновляла персидско-таджикская поэзия крупнейших поэтов: Рудаки, Абу Али ибн Сины, Носира Хисроу, Омара Хайяма, Саади, Хафиза, Джами, Алишера Навои, а также поэтов более позднего времени.
На формирование, развитие, сохранение и распространение Шашмакома немаловажную роль сыграли бухарские евреи. При династии мангитов великими и талантливыми исполнителями, знатоками Шашмакома, заслужившие любовь и почёт, как простого народа, так и самих эмиров, были: Ота Джалол Насыров – он был руководителем макомистов при дворе эмира. Именно его модель Бухарского Шашмакома была воспринята как классическая норма этого искусства. Наиболее известными певцами были Борух Бабаев (Калхок), Леви Бобохонов (Левича) – солист Его Высочества эмира Бухарского и др.
В исполнительских традициях Бухарского Шашмакома сложились следующие основные ветви:
1. Самая яркая школа Леви Бобохонова, связанная с традициями Ота Джалола: (его братья, дети и внуки) и его продолжатели – Михоэл, Исроэл и Гавриэл Толмасовы, Борух Зиркиев, Шоназар Сохибов, Карим Муминов и др.
2. Домла Халим Ибодов и его ученики: Бобокул Файзуллаев, Шоназар Сохибов, Фазлиддин Шахобов – школа Ходжа Абдулазиза Абдурасулова; стиль Толмасовых, оформившийся в самостоятельное направление. Эта школа получает своё продолжение в творчестве Нерьё Аминова, Барно Исхаковой, Сирожа Аминова и др.
3. Самаркандская музыкальная династия Муллокандовых и Толмасовых.
Большое внимание занимает экспозиция, посвященная Эзро Малакову. Малаков Эзро Ашерович певец-макомист, педагог, хазан, носитель религиозной музыкальной традиции евреев, солист ансамбля «Шашмаком» Гостелерадио Узбекской ССР, родился в 1938 году в Шахрисабзе. С ранних лет он отличался абсолютными музыкальными способностями, играл на гиджаке и таре. Несмотря на то, что он окончил Чимкентский зубоврачебный техникум и проработал 15 лет в системе здравоохранения в Шахрисабзе, любовь к музыке и непревзойденный талант берут вверх в его жизни, он выбирает путь, который по сей день является его частицей души.
В 1976 году Эзро Малаков переезжает из Шахрисабза в Ташкент, где был принят на работу солистом ансамбля макомистов. Своими музыкальными наставниками Э. Малаков называет Аврома хафиза Давыдова – хазана (ученика Леви Бобохонова), профессионального музыканта устной традиции, певца и танбуриста и его сына Амнуна Давыдова, педагога Шахрисабзской детской музыкальной школы. В Ташкенте его наставниками были знатоки Шашмакома – академик, педагог, хафиз, макомист и композитор Юнус Раджаби, певец Ориф Алимахсумов и певица Берта Давыдова. Для радиокомитета Эзро Малаковым было записано более 200 песен, многие из них вошли в «Золотой фонд» Узгостелерадио.
В 1992 году он эмигрировал в Америку, при этом он посвятил всю свою жизнь сбору музыкального наследия, выступал во многих штатах и странах. Будучи религиозным человеком, он впервые в мире выпустил компакт-диски и книгу «Музыкальный фольклор бухарских евреев», религиозные песнопения. В Америке и Канаде Э. Малаков выступает с концертами в ансамбле «Шашмаком», «Маком», «Эй нозанин». Ныне он является руководителем детского ансамбля в Нью-Йорке, где успешно обучает искусству макома.
Э. Малаков принимал участие в организации и проведении «Дней Узбекистана» в Нью-Йорке, каждый год он выступает на праздновании Дня независимости Узбекистана, «Навруза» и других мероприятий. В 2018 году президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, в Вашингтоне, вручил Эзро Малакову документы о присвоении звания «Народный артист Узбекистана».
Музыкальное искусство Шашмакома является той самой лучезарной нитью, которая связывает многие народы и национальности на протяжении многих веков по сей день. В 2003 году музыкальное искусство Шашмаком был признан «Шедевром нематериального культурного наследия человечества» и внесён в репрезентативный список ЮНЕСКО в 2008 году.
Замира Хушвактова,
научный сотрудник Шахрисабзского государственного музея-заповедника