1 октября 1920 года газета «ХаАрец» опубликовала сообщение под заголовком «Профессор Эйнштейн и ассимилянты в Германии». В нем практически полностью был приведен ответ Альберта Эйнштейна на приглашение Центрального общества немецких граждан иудейской веры принять участие в заседании, посвященном борьбе с антисемитизмом в академических кругах. Несмотря на то что эта проблема была близка Эйнштейну и знакома ему не понаслышке, полученное приглашение он отклонил.
«Я бы с радостью присоединился к вам, если бы верил, что это принесет какой-то результат, – писал Эйнштейн. – Прежде всего нужно победить антисемитизм и рабское сознание среди нас, евреев. Больше достоинства и независимости в наших рядах! Только когда мы отважимся самих себя считать нацией, только когда мы самих себя начнем уважать, только тогда мы можем завоевать уважение других, точнее, оно придет само… А выражение «немецкие граждане иудейской веры» вызывает у меня горький смех. Используя его, вы даете понять, что не считаете себя частью еврейского народа и отстраняетесь от несчастных собратьев из Восточной Европы, с которыми вас связывает только религия… Не сердитесь на меня за то, что я прямо высказал вам свои мысли. Я ни в коем случае не хотел бы вас обидеть. С уважением, А. Эйнштейн».
«Отведайте вкус советской свободы!»
1 октября 1931 года газета «Давар» опубликовала сообщение о нарастании антисемитских настроений в СССР. При этом «Давар» опиралась на советский источник – выходившую в Москве на идиш газету «Дер эмес». В заметке, в частности, шла речь о «группе комсомольцев и беспартийной молодежи», преследовавшей еврейских студентов педагогического училища в Рудне (Белоруссия). \”«Не раз хулиганы набрасывались на евреев с ножами и резали их одежду\”, – говорилось в сообщении. – Русский парень Кузманов до полусмерти избил еврейского студента Диаманта. А студент Мазуров на общем собрании учащихся заявил: «Советская власть дала евреям свободу. Они сами должны понять, как себя вести. Им следует отстраниться от любой общественной деятельности”».
В заметке также сообщалась о притеснениях евреев в колхозе имени Молотова возле украинского города Златополя. «В колхозе работают украинцы, немцы и евреи, – отмечалось в нем. – Украинцы уговорили немцев присоединиться к ним в своих антисемитских выходках. Они научили их называть евреев «жидами» и начали заставлять евреев работать и по субботам («Отведайте вкус советской свободы!»), и по воскресеньям («Это выходной только для христиан!»)».
Поздравление от имени евреев оккупированной Польши
1 октября 1940 года газета Palestine Post опубликовала поздравление с праздником Рош ха-Шана, которое направил евреям Эрец-Исраэль депутат Национального совета Польской Республики в изгнании Ицхак Шварцбарт. «От имени миллионов польских евреев я желаю вам счастливого Нового года, – писал он. – Мы приветствуем вашу героическую борьбу за лучшее будущее нашего народа».
В это время сами польские евреи находились в отчаянном положении. На территории, оккупированной немцами, они подвергались убийствам и грабежу, издевательствам и унижениям. Десятки тысяч «классово чуждых» польских евреев, оказавшихся в Советском Союзе, отправляли в лагеря за Урал. В своем праздничном поздравлении Шварцбарт об этом не упоминал. Однако в журнале «Пшишлосць», который он в это время начал издавать в Лондоне, Шварцбарт подробно описывал бедственное положение польских евреев, призывая страны антигитлеровской коалиции прийти к ним на помощь. Кроме того, на протяжении всех лет войны он вел дневник. Впоследствии архив Шварцбарта стал важным источником, свидетельствующим о преступлениях нацистов на территории оккупированной Польши.
Борис Ентин, Источник: «Детали», Orbita.co.il