15 октября 1923 года в газете «Доар ха-йом» появилась заметка под названием «Муки смешанных браков». В ней рассказывалась грустная история еврейки и араба из Яффо, решивших пожениться и оказавшихся отверженными обеими общинами.
«Родители девушки, простые религиозные люди, категорически возражали против этого брака, – писала «Доар ха-йом». – Жених всячески им угрожал, пытаясь добиться их согласия. В конце концов молодые люди сочетались в Иерусалиме гражданским браком. Они остались жить в Яффо, и несмотря на то что семья, к которой принадлежал новоиспеченный муж, пользовалась в городе высоким авторитетом и поддерживала добрые отношения с евреями, смешанная пара оказалась в изоляции. Ни арабы, ни евреи не стали поддерживать с ней отношения».
Далее в заметке рассказывалось о том, что полтора года назад в молодой семье родился мальчик, которому сделали обрезание по еврейскому обряду. Мать говорила с сыном на иврите, и свои первые слова он произнес на этом языке. Но вскоре семью постигло несчастье. «Неделю назад мальчик заболел и позавчера умер, – сообщала «Доар ха-йом». – Возник вопрос: где его хоронить? На еврейском кладбище мальчика хоронить отказались. В результате он был похоронен на мусульманском кладбище, что только усугубило скорбь убитой горем матери».
Бялик в Варшаве: «Положение еврейской культуры – катастрофическое»
15 октября 1931 года газета «ХаАрец» опубликовала заметку о поездке Хаима-Нахмана Бялика в Варшаву. Там он встретился с еврейскими писателями и журналистами, рассказал о развитии культуры в Эрец-Исраэль и поделился с собеседниками своими сомнениями и тревогами.
«Положение еврейской культуры в последнее время представляется мне катастрофическим, – сказал Бялик. – Такое ощущение, что с нами происходит нечто страшное. Может быть, мы еще не переживали такого духовного опустошения, как в эти дни. Вся энергия последних лет посвящается строительству Эрец-Исраэль, а развитие внутренней культуры остается заброшенным. Не на каждую голову можно надеть две пары тфилинов».
«Вглядываясь в происходящее с народом Израиля, я различаю разрушительный процесс, который набирает обороты и угрожает существованию всего еврейства, – продолжил Бялик. – Мне больно видеть отсутствие интереса к еврейской духовности. Лишь горстка людей по-прежнему интересуется еврейскими проблемами. Наша общественная жизнь привязана к грубому миру рынка. А внутри – пустота. Еврейство творческое исчезает. Все духовные учреждения прошлого разрушены, а новые еще не построены. Это должно волновать каждого из нас».
«Мы видели в Эрец-Исраэль источник вдохновения, стимулирующий еврейское творчество во всем мире, – сказал также Бялик. – Но наши лидеры запустили работу в сфере культуры, и они должны будут ответить за это. По их вине у нашей молодежи пропала радость творчества».
Муниципалитет Тель-Авива обвинен в разбазаривании средств
15 октября 1941 года газета «Давар» опубликовала материал, посвященный финансовой деятельности тель-авивского муниципалитета. В нем городские власти были обвинены в разбазаривании общественных средств при покупке земельных участков по завышенным ценам.
«Долгие годы муниципалитет вел переговоры с господином Литвиниским о приобретении земельного участка возле будущего театра «Габима», – говорилось в сообщении. – На этом участке планировалось построить новое здание мэрии. Переговоры бесконечно затягивались, а стоимость земли постоянно росла. В результате муниципалитету пришлось уплатить господину Литвинскому 18 000 фунтов. Учитывая, что площадь участка составляет около 5 дунамов, выходит, что городские власти купили землю по цене 3500 фунтов за дунам. Несмотря на то что эта сумма выглядит непомерной, мэр Тель-Авива Исраэль заявил об “успешном завершении сделки”».
Газета напоминала, что в 1933 году муниципалитет купил земельный участок площадью 8 дунамов по соседству с участком господина Литвинского. «Он был приобретен по цене 300 фунтов за дунам, – подчеркивалось в сообщении. – Если бы муниципалитет совершил очередную сделку, не затягивая переговоров, то можно было бы легко сэкономить не менее 15 000 фунтов из общественных средств. Но на этом разбазаривание городских денег не заканчивается. Поскольку здание новой мэрии до сих пор не построено, муниципалитет продолжает платить арендную плату за размещение своих подразделений в различных зданиях. Помимо финансовых проблем это создает дополнительные сложности для координации работы различных городских структур. А расплачиваться за это головотяпство приходится общественности».
Источник: «Детали», Orbita.co.il