Ави Бенджамин – один из ярких молодых певцов, хазанов и музыкантов нашей общины. Будучи внуком титулованных предков – поэта, драматурга, виртуоза Ильяса Маллаева, певицы Мухаббат Шамаевой, сыном певицы и поэтессы Наргис Малаевой, он не живёт на иждивении их славы, всенародной любви и признания. Ави идёт своим путём, совмещая в жизни два своих предназначения – музыку и духовное просвещение.
Я его знаю с малых лет. Меня сразили его врождённая музыкальность, глаза, в которых отражались природное любопытство и детский восторг, стремление освоить музыкальные инструменты, на которых играли дед Ильяс и дядя Радж Маллаевы. Так я его и назвал: Моцарт.
– Прошло 28 лет, как мы познакомились с тобой.
– Да, я помню нашу встречу и дедушку Ильяса.
– Тогда тебя определили в иешиву, и я подумал, что музыкальная профессия в семье Ильяса Маллаева на этом закончится.
– Нет, что вы! Наоборот, оказавшись в иешиве “Шаарей Цион”, я не только приобщился к духовным ценностям еврейского народа, но и стал петь религиозную музыку. Мой музыкальный талант оказался востребованным, и к своей бар-мицве я был готов распевать всё, что поют хазаны в нашей синагоге.
– Твои родители тоже стали религиозными. Это связано с тобой?
– Нет, мы вместе поднимались и постепенно осваиваем азы иудаизма. Мы старались поддерживать друг друга в духовном постижении себя и окружающего нам мира. Все не так просто… Конечно, это важно, когда в доме солидарны с тобой, каждый в своей повседневной жизни доказывает своими поступками, поведением, делами приверженность к Торе, заветам предков, традиции.
– Мне недавно стало известно, что ты не только поёшь современные песни, но и читаешь рэп. С чем связана популярность этого жанра среди религиозных исполнителей тоже? Оригинальные тексты пишут Исаак Пулатов, Яшуа Софиев.
– Во-первых, мы все люди, современные певцы и музыканты. Выражаем себя в этом жанре тоже. Во-вторых, английский язык стал первым языком у моего поколения. И те мысли, с которыми ты хочешь обратиться к слушателю, усиливаются современными ритмами и музыкальной поддержкой.
– Для меня Высоцкий – тоже рэп.
– Рэп – это часть свободы самовыражения. В иудаизме понятие свободы определяется умением жить по законам. Вернее, жить по закону! Не нарушать его. Вот такой парадокс.
– Полностью согласен с этим. Дополню. Для меня свобода – это то, что твои желания и действия не мешают окружающим людям жить!
– Точно соответствует раву Хилелю. И хочу добавить. При этом получать удовольствие от жизни. Например, Шаббат. Ты полностью отключён от повседневной суеты и предаёшься радости служения Хашему, развиваешь и совершенствуешь свою душу, общаешься с семьёй, с родителями, общиной!
– Одним словом, день без суеты!
– Это мой кайф!
– Мне известно, что ты активно общаешься с молодёжной аудиторией, помогаешь многим встать на верный путь.
– Я стараюсь, как могу. Мама, определив меня в иешиву, видела во мне будущего хазана, чтобы я пел, восславляя Хашема. Она сама для меня пример для подражания. Медик по профессии, замечательная певица, она находит время для создания и работы женского хора, пишет стихи, занимается благотворительными делами.
– Сейчас в общине много проблем с воспитанием подрастающего поколения. В чём первопричина?
– В родителях. Взрослые люди теряют, не стремятся сохранить традицию, которая помогает нам веками сохранить семью, общинную жизнь! Думали, что, если дети в иешиве, их воспитают раввины, без участия, личного примера родителей. Так не бывает. Одамхо ба дурни роған овбози карда, девона шудан! (Ави вдруг перешёл на бухарско-еврейский язык и сразил чистым произношением.)
– Короче, с жиру бесятся!
– Надо быть примером для детей и жить не просто рядом с детьми, а вместе, разделяя их духовные и моральные ценности.
– Что тебя радует?
– В общине стало много религиозных людей. Молодёжь уже мыслит не только мифами телевизора, компьютера, но и собственными идеями, серьёзно продвигаясь в постижении духовного мира. Сейчас не важно, где ты живёшь, в какой части мира находится твой духовный наставник. Важно твоё душевное стремление постичь Хашема и самого себя.
– Мне известна твоя организация “Kosher boys”. Чем вы занимаетесь?
– Работаем, просвещаем юных и молодых людей от 10 до 30 лет. У меня – свой подход к ним, ключ к их душе, и когда мне что-то удаётся, я себя чувствую очень счастливым. Мне не понятно, когда молодых, не религиозных, не соблюдающих традиции людей пугают: “Ты не соблюдаешь Шаббат. Ты сдохнешь!”. Так нельзя! Надо разъяснять, помочь постепенно, без угроз, страха вносить в души людей семена радостного служения Хашему и разбудить в них искреннее желание встать на этот путь и не сворачивать с него.
– Я недавно обратил внимание на то, что почти 350000 людей входят в число твоих подписчиков в социальных сетях. Некоторые видео имеют по 100000 просмотров!
– Всё это пришло не в один день. Я над этим много работаю. Я им всем благодарен за то, что они интересуются моим творчеством, разделяют мои духовные поиски.
– Кстати, о творчестве. Ты очень востребован. В чём секрет?
– Я владею английским, русским, ивритом. Могу провести любое торжество – свадьбу, бар-мицву, юбилей – с большим воодушевлением, любовью к людям и азартом.
– Многим нравится твой хазанут. Твои песнопения слушают, как отдельный концертный номер.
– Спасибо. Это моя страсть. Голос человека – это зеркало его сердца. Оно должно отражать небо и любовь к Нему – Хашему.
– Спасибо!
Рафаэль Некталов
По материалам газеты The Bukharian Times