Хаей Сара

                                                                                                                                                                                          

После кончины Сары, Авраам повторно женился на женщине по имени Ктура. Она ему родила еще шесть сыновей. Они перечислены в этой недельной главе как Зимран, Якшан, Медан, Мидьян, Ишбак и Шуах. В соответствии с комментарием РАШИ, Ктура на самом деле была Агарью — бывшей женой Авраама, которую он отослал вместе ее сыном Ишмаэлем. Когда Сара умерла, Агарь вернулась, чтобы вторично выйти замуж за Авраама. Хотя первоначально она была известна как Агарь, сейчас она получает новое имя — Ктура. РАШИ объясняет, что это имя связано со словом «кторет» — благовония для воскурения.

Когда Авраама отослал ее, она вернулась к идолопоклонству которым отличался ее отец. Однако когда Авраам на ней второй раз женился, она была другим человеком, ее деяния также приятными как запах благовоний. Тот факт, что Авраам вновь женился, означает, что он не прекратил духовный рост, а продолжал расти. Однако, несмотря на то, что Кетура сейчас стала праведной женщиной, она не могла сравниться с праматерью Сарой. Кроме того, те шесть детей, которые она родила, не могли быть сравнимы с Ицхаком. Поэтому Авраам дал им подарки и отослал (на Восток).

Как нам тогда понимать повторную женитьбу Авраама, как процесс продолжающегося роста? Поверхностно может показаться, что Авраам спустился с той высокой точки, которой он достиг после женитьбы на Саре и рождения Ицхака. Можно предположить, что Авраам достиг вершины духовности в рамках святости во время пребывания с Сарой. Он не был готов к сложностям полного возвышения и трансформирования тех, которые представляли собой зло. Поэтому, когда Сара скончалась, она наделила его силами для исправление Агари и Ишмаэля. На тот факт, что это послужило началом нового периода в жизни Авраама, есть намек в самом имени его новой жены — Ктура. Это имя ассоциируется с благовониями, которые воскуряли в Храме.

Из женитьбы Авраама на Ктуре, матери шестерых новый детей Авраама, можно извлечь урок, что это связано с идей принесения благовоний. В Храме существовали две отличительные формы служения: жертвоприношения и воскурение благовоний. В чем заключалась разница между ними? С одной стороны, жертвоприношение («корбан») означает близость — оно приближает нас к Б-гу. С другой стороны, благовония («кторет») означает узел или соединение — этот вид служения не только приближает еврейский народ к Б-гу, но также связывает с Ним.