Бешалах

Суббота, когда читают недельную главу «Бешалах», называется субботой песни (Шаббат Шира). В этой недельной главе находятся две песни: 1 ) песня Моше и евреев («И воспел тогда Моше и евреи эту песню Б-гу, и говорили они…»); 2) песня пророчицы Мирьям и с ней всех женщин: «И взяла пророчица Мирьям, сестра Аарона, бубен в руки, и вышли все женщины вслед за ней с бубнами и танцами. И сказала им Мирьям — пойте Б-гу…». То есть, сначала пели мужчины, а потом женщины.

В этой недельной главе рассказывается о евреях, находящихся в пустыне, которые готовились завоевывать Землю Израиля и строить там еврейские дома. На кого возложена задача воевать, захватывать и строить? На мужчин! Мужчина должен захватывать и подготавливать дорогу. Песня мужчин первая и основная. Когда евреи уже находятся в своей стране и сидят в своих владениях, то тогда ситуация другая. Дом уже существует, строительные работы и закладка фундамента закончена. Что надо делать теперь? Охранять хорошенько дом от всяческих повреждений, не дай Б-г, от разных врагов и недругов, могущих проникнуть в дом и разрушить его. Теперь стоит задача создать в доме подходящую атмосферу, укрепить и усилить его. И это задача для женщин — основ дома.

Женщина является основой дома и у нее есть возможность успешно управлять им путями Торы и заповедей. В отрывке из книги пророков на этой неделе мы читаем песню Дворы: «И запела Двора и Барак сын Авиноама». Барак также присоединяется к песне, однако он второстепенен и только сопровождает Двору, а главная в этой песне как раз она. В этом отрывке рассказывает о периоде, когда евреи находятся уже в своей стране, и тогда главной и важной песней является песня женщин. «Мудростью женщины построен дом». У женщин есть особенная функция во всем, что связано с ведением дома и наставлением членов семьи на путь Торы и заповедей. Кульминационный момент текущей главы Торы — «Бешалах» — это чудесный эпизод, когда разверзлись воды Тростникового моря. Моше (Моисей), увидев, что египетские преследователи утонули, запел хвалебную Песнь в знак благодарности Б-гу, и все мужчины вторили ему. Позднее запела пророчица Мирьям, и все женщины пели с ней, сопровождая пение звуками цимбал и бубнов. И среди женщин царило еще большее ликование, чем среди мужчин.

Почему еврейские женщины радовались освобождению даже больше, чем мужчины? Женщины, наделенные нежным материнским сердцем, чувствуют и переживают горе много острее. Чудовищный указ фараона «всякого новорожденного бросьте в реку» потряс женщин более чем их мужей, — потому сильнее ликовали женщины, когда поняли, что их мучители гибнут.

Вдумаемся в смысл приказа фараона: бросить каждого еврейского мальчика в Нил. Благосостояние египтян полностью зависело от этой реки, Нил был «сердцем» религиозной и экономической жизни Египта; следовательно, приказ фараона имел и «подтекст», означающий: утопите детей в чужой культуре, вытравите из них еврейство, пусть они «с головой уйдут» в быстротекущую повседневность экономической деятельности. Прошли тысячелетия, египетский культ по-прежнему процветает при поддержке общества, в котором мы живем. Отклики указа фараона и сегодня слышны в советах наших «добрых» соседей: «Сейчас главное — обеспечить нашим детям материальный успех. Необходимо готовить их к будущей карьере с раннего детства. Религия? Еврейские школы? Ну, до Бар-Мицвы это еще годится, но после этого — оставьте детей в покое». Кто может в наши дни противостоять современному «фараону»? У отцов так мало времени остается на семью, они так редко бывают с детьми, что заботы о воспитании детей целиком ложатся на матерей; их долг — до конца отстаивать свои позиции и не допускать, чтобы детей «бросали в современный Нил». И годы спустя, когда мать увидит молодых людей, которых она вырастила, в которых воспитала веру в Б-га и высокие моральные качества, — именно она, больше чем все остальные, возрадуется поражению «фараона».