В 2018 году по инициативе молодого предпринимателя Даниэля Сарикова в венской общине был организован курс изучения Торы для маленьких детей. Каждую субботу, во время молитвы «Минха» и «сеудат шлишит» (третья трапеза), в одном из классов центральной синагоги на Tempelgasse 7, собиралась группа самых маленьких слушателей, от 4 до 9 лет. К сожалению, пандемия коронавируса прервала занятия, почти, на два года. Но с 23 октября 2021 года субботний курс возобновил свою работу, и детишки вновь начали посещать уроки по изучению Торы.
Мне было интересно, поприсутствовать, послушать учителя и посмотреть на малышей. Организаторы хорошо постарались: вдоль стены был накрыт невысокий стол со вкусными лакомствами, а как-же, у детишек тоже «сеудат шлишит»! На стенах, как кадры из мультиков, были развешаны интересные, стилизованные плакаты с разными сценами из Танаха, цитаты, буквы еврейского алфавита, бумажные разноцветные цветочки, гирлянды, в общем – праздничная атмосфера.
Дети расположились кругом на низеньких стульчиках и по очереди читали отрывки из псалмов Давида, опытная учительница Марина Йонатанова комментировала каждую мысль, мягко и доходчиво, на детский лад. Урок она вела на иврите, местами переходила на немецкий, если дети переспрашивали. Я поймал себя на мысли, что Марина, действительно, опытный педагог, так-как дети не баловались и не бегали, они были увлечены её рассказами и её голосом, вызывающим полное доверие маленьких слушателей. Марина по специальности педагог, её специализация – работа с детьми дошкольного возраста. Вот уже несколько лет она трудится в детском саду при еврейской школе имени «Zwi Perez Chajes» (ZРC).
Как известно, в субботний день нельзя фотографировать, но это представление с детишками, было до умиления прекрасно, оно вызывало самые нежные и добрые чувства, ведь дети – будущее каждого общества.
Даниэль Сариков:
Наша цель, привлечь, как можно больше детей, и уже с раннего возраста приобщать их к ценностям иудаизма. К сожалению, не в каждой семье дети могут получить начало начал, то есть основы, азы изучения наших святых книг, знакомиться с традицией своего народа. Часто это связанно с занятостью родителей и их некомпетентностью в данном направлении. А ведь важно стремиться к гармоничному развитию личности ребенка, чтобы с ранних лет сориентировать его на получение традиционного еврейского образования, наряду с изучением общеобразовательных предметов в школе.
Мы стараемся строить наши программы интересно и увлекательно, чётко понимая, что дети, которые посещают наши субботние группы, – из начальных классов или дошкольного возраста. Очень важно, чтобы процесс обучения был мягким, ненавязчивым и дети могли бы, играя, учить иврит, традиции, историю народа, знакомиться с первоисточниками и получать первые навыки изучения еврейских текстов.
Марина Йонатанова:
За два года до пандемии мы с Шломит Ароновой, тоже учительницей, провели неплохую работу, ребята как бы прикипели к этому месту и активно принимали участие в процессе обучения. В настоящее время Шломит с семьёй живёт в Израиле.
Как известно, за удачной работой часто стоит творческий подход к организации уроков. Одной мне было бы трудно, но я благодарна за всестороннюю помощь Даниэля Сарикова, моей дочери Мишель-Пнине. Мишель – выпускница педагогического колледжа в Израиле, учительница английского языка. Все вместе мы стараемся выстраивать встречи с детьми всегда по-новому, чтобы не было однообразия, а было бы ярко и занимательно для детской души. Ведь внимание и интерес детей очень изменчивы.
Мы стараемся работать в нескольких направлениях: особенно развиваем в детях творческое начало, умение дружить и играть вместе, поощряем сосредоточенность, наблюдательность, активное мышление и познавательную деятельность.Учим применять пальчиковую, артикуляционную, дыхательную гимнастику, умение использовать игровые методики и технологии и, конечно, чувствовать и уважать свой детский коллектив. Дополнительно мы консультируем родителей, – как поддерживать познавательный интерес ребенка дома.
Рав Биньямин Аминов:
В еврейской традиции ответственность за образование ребенка и его воспитание полностью лежит на родителях, и с них же оно начинается, – с работы над собой и личного самосовершенствования отца и матери.
По сути, Святой Язык даже не предполагает различия между образованием, в его еврейском понимании, и воспитанием: оба эти понятия обозначаются одним словом – хинух. Хинух означает не только формальное обучение, буквально, оно переводится, как просвещение и, я бы сказал, как посвящение ребёнка в уникальный мир знаний и традиций еврейского народа. Хинух – это всесторонняя подготовка к жизни, а не только к зарабатыванию денег.
Главные задачи еврейского образования состоят в том, чтобы привить ребенку морально-этические нормы иудаизма, научить сознательно следовать заповедям, обучить методам самостоятельного изучения Торы, Талмуда и других еврейских источников, воспитать у него любовь к своему народу.
К сожалению, в наше время не в каждой семье, по ряду причин, родители могут дать детям хотя бы первоначальное еврейское образование. И здесь приходит на помощь возможность определить ребёнка в еврейскую школу, желательно, в религиозную. Слава Б-гу мы живём в свободном мире, а не в бывшем тоталитарном и атеистическом Советском Союзе, и выбор полностью в руках родителей.
В первые годы своей жизни дети наиболее впечатлительны и восприимчивы к информации, поэтому заниматься их образованием нужно ещё до школы. И даже перепоручив ребенка учебному заведению, не стоит забывать, что в сфере нравственного воспитания школа может только помогать родителям, роль же родителей остается первостепенной на протяжении всех детских лет, а дом для ребёнка – идеальным окружением для формирования его характера.
Система еврейского образования, существующая не менее двух тысяч лет, сыграла решающую роль в сохранении целостности еврейского народа и развитии его культуры. Ни одна религия не придавала такого значения образованию детей, как иудаизм.
Обучение письму и чтению в древнем Израиле началось в период первого Храма. В поучении отцов сказано:«В пять лет начинают учить Писание, в 10 – Мишну, в 13 – бар-мицва, (это значит, что юноша уже, как взрослый, соблюдает все заповеди). В 15 лет начинают изучать Талмуд». (Авот 5:21).
Даже в самых отдаленных уголках мира на протяжении веков в еврейской диаспоре всегда обучали грамоте и Торе еврейских детей. И сегодня родителям нужно помнить, что дом и семья для маленьких детей, – как и много тысяч лет назад, – остаются местом любви к Торе и воспитания Богобоязненности «ират шамаим». А это – прямой путь к уважению родителей, окружающих людей и всего прекрасного в мире, что создал великий Творец.
Факт, что при синагоге действует курс обучения для самых маленьких, – это большое достижение нашей общины. И я, конечно, приветствую такое очень нужное начинание.
Мне было очень приятно наблюдать маленьких слушателей и беседовать с Даниэлем, Мариной и раввином нашего центра.
От имени правления общины хочу выразить искреннюю благодарность этой необыкновенной группе молодых людей, которые добросовестно работают и трепетно заботятся о духовном совершенстве, о будущем членов своей общины. Успехов вам дорогие друзья!
Шломо Устониязов
Президент общины бухарских евреев города Вена
На снимках: Марина Йонатанова и ДаниэльСариков