Недавно меня в очередной раз спросили, почему я решил каждую неделю делиться с читателями «Меноры» своими мыслями. И когда я ответил на этот вопрос уже в 25-й раз, а может и больше, я понял, что моим читателям это действительно важно понять.
Так почему я вам пишу? Говорят, что все мы родом из детства, из того времени, когда деревья были большими. Мне повезло. Мое детство было особенным, мое детство было счастливым. Потому, прежде чем ответить на вопрос, который я поставил в заголовок этой статьи, хочу поделиться одним из самых ярких воспоминаний из особенного и счастливого детства.
*
Каждый год, когда на смену осени готовятся прийти зимние ненастья, я вспоминаю истории о своем дедушке, которые часто рассказывал мне мой отец рав Авнер Леваев, да будет благословенна его память. Мой дед, рав Звулун Леваев, вместе с несколькими бухарскими евреями в свое время был арестован, как было написано в обвинительном заключении, за изучение Торы и распространение иудаизма в подполье. Коммунистический режим приговорил моего деда к длительному заключению, которое он должен был отбывать в городе Норильск.
Этот город находится за полярным кругом, это одно из самых холодных мест на нашей земле, где, в зимние месяцы, температура достигает минус 60 градусов по Цельсию. В таких нечеловеческих условиях большинство заключенных стремятся выжить любой ценой. И осуждать их за это нельзя. Но мой дедушка был человеком особенным, он был верующим евреем и остался таковым даже в условиях ужасного тюремного заключения.
Как и все заключенные мой дедушка работал на лесоповале. Эта работа была очень трудной, особенно в месяцы, когда наступали лютые морозы. Каждый вечер, возвращаясь с лесоповала в лагерный барак, дедушка долго стоял перед самодельной печкой, чтобы оттаяла его борода. Но, даже шатаясь от усталости, он ни на минуту не подумал о т ом, чтобы сбрить бороду и как-то облегчить себе жизнь.
Мой дедушка явно выделялся среди других заключенных. Ведь испытания не сломали его, не покалечили его еврейскую душу. И это видели и понимали все вокруг, включая его надзирателей. На гордого и мужественного человека, как говорится, положила глаз одна из надзирательниц лагеря. Она даже была готова выйти за него замуж и совершенно не была готова к тому, что мой дедушка ей откажет. Ведь она предложила ему возможность жить в теплом доме, хорошо питаться и стать бригадиром, то есть избавиться от изнурительного труда на морозе.
К огромному удивлению этой женщины, да и многих вокруг, мой дедушка наотрез отказался от этого заманчивого предложения.
– Я еврей, меня дома ждут жена и семеро детей, – ответил он. Буквально с той минуты, когда он произнес эти слова, он попал в «черный список». Его стали направлять на самые тяжелые работы, от него стали жестко требовать, чтобы он отказался от иудаизма.
Ну а потом умер Сталин и мой дедушка, вместе с другими бухарскими евреями, наказанными за их веру, вернулся домой. Это известная история о героизме наших евреев, которые не отступили от своей веры и своих убеждений в очень тяжелых условиях.
*
Когда я готовлю очередную статью в газету, я вспоминаю своего дедушку Звулуна, я вспоминаю всех своих предков, которые, даже под жестким давлением коммунистических властей, не были готовы поступиться нашей верой, нашими традициями. Я думаю о своих детях и внуках, о том, насколько они готовы сохранить веру, обычаи и традиции, ради которых их предки сидели в тюрьмах и рубили лес в холодной Сибири. Я также думаю о том, что мои мысли, которые публикуются на двух языках в газете «Менора» и на сайте Menora.world, прочитают тысячи евреев во всем мире, и, очень надеюсь, что они почерпнут из моих размышлений что-то важное и полезное для себя. Добавлю к сказанному, что я очень рад получать от вас отклики на те мысли, с которыми я делюсь с вами, дорогие читатели.
Думаю, что я ответил на вопрос, вынесенный в название этой статьи.