«Ваишлах»

Мы читаем в главе Торы «Ваишлах» (34:1): «И вышла Дина, дочь Леи, которую та родила Яакову, осмотреться среди дочерей той земли». РАШИ комментирует слова «дочь Леи» таким образом: «Разве не дочь Яакова она? Однако, потому что она „вышла“, названа дочерью Леи, которой также (привычно было) „выходить“, как сказано: „и вышла Леа ему навстречу“. И о том говорит пословица: „Какова мать, такова и дочь“».

На первый взгляд поступок Дины не очень хорош и можно предположить, что РАШИ объясняет причину: наследственность. Ведь как мы знаем, женщина должна быть скромна и сидеть дома. Кроме того, если судить по результату — сразу после этого Дину захватил и осквернил Шхем. И выходит, что это следствие того, что она гуляла где попало… Но тогда получается, что и Лея, которая любила часто выходить, тоже поступила плохо?

В этом случае допущена распространенная ошибка неправильного понимания смысла слов РАШИ. Мы предполагаем, что Дина поступила плохо и на основании этого пользуемся сравнением Дины с Леей в комментарии РАШИ, чтобы экстраполировать якобы негативность ее поступка на мать. На самом деле, нужно учить это как раз наоборот. Ведь не сказано «какова дочь, такова и мать», а наоборот — поэтому мы должны понять сначала поступок Леи, а тогда поймем хорошо или плохо поступила Дина. Именно этим занимается Ребе, который задает этот вопрос в одной из своих бесед. Он говорит, что ведь на самом деле поступок Леи не был негативным. Ведь следующая фраза в Торе: «И услышал Б-г Лею, и зачала она и родила Яакову пятого сына». А РАШИ там объясняет, что Лея страстно желала и прилагала усилия, чтобы умножить число сыновей — родоначальников колен. Отсюда Ребе делает вывод, что также и поступок Дины был правильным.

Зачем Яаков спрятал Дину? Чтобы понять смысл этого, Ребе приводит историю (Ваишлах 32:23) как Яаков перед встречей с Эсавом спрятал свою дочь Дину в сундук. Зачем он это сделал? Он боялся, что ее увидит Эсав и возжелает взять себе в жены. Раши пишет так: «А где была Дина? Он спрятал ее в сундук и запер, чтобы Эсав ее не приметил. И Яаков был наказан за то, что не дал ее (в жены) своему брату, — быть может, ей удалось бы повлиять на него благотворно, — и поэтому она досталась Шхему». И на первый взгляд странно: возможно ли что Яаков подвергнет Дину опасности отдав ее Эсаву в жены, когда есть сомнение «возможно удалось бы повлиять на него благотворно»? И более того, из-за того, что он помешал Эсаву увидеть ее, Яаков был наказан так сильно, что «попала она в руки Шхема»?

 Заметим, что отсюда становится понятным причина того, что Шхем захватил Дину и это не связано с ее «выходом в город»… Дина обладала исключительными силами.Ребе утверждает две вещи: 1. Дина обладала таким величием, что она могла вернуть злодея Эсава на путь истинный. 2. В возвращении злодея на путь истинный есть такая большая заслуга, что стоило допустить Дину, хотя бы при сомнении «возможно удалось бы повлиять на него благотворно».И есть еще один момент. Из того, что Яаков был наказан за это, следует, что в этом не было сомнения, а было четко понятно, что Дина «повлияет на него благотворно». Тогда почему РАШИ пишет «возможно»? Это, говорит Ребе, только по мнению Яакова который не мог утверждать несомненно, что «повлияет на него», так как в конце концов это зависит от выбора Эсава. На основании этого объяснения РАШИ нужно сказать, что рассказывая о выходе Дины он считает это положительным действием, так как Дина обладала такими силами, что могла вернуть злодея Эсава на путь истинный.

Поэтому, когда Дина вышла «осмотреться среди женщин…», в этом не было ничего нескромного. Наоборот, она хотела «осмотреться среди женщин…», чтобы повлиять на них благотворно. И это то, что РАШИ говорит о Дине «дочь Леи», что это положительное качество Дины, которая могла выйти навстречу местным жительницам и вернуть их на путь истинный. Поэтому РАШИ подчеркивает «дочь Леи, а не дочь Яакова», так как этот аспект Дина унаследовала и получила от Леи. А что касается Яакова, то наоборот — он спрятал ее от Эсава, предотвращая ее от подобных действий, и Яаков был наказан за это.

Дальше Ребе объясняет внутренний смысл подобного поведения, что Лея символизирует собой идею «бааль тшува», тогда так Рахель — идею праведника. Именно поэтому Яаков хотел жениться на Рахели, потому что он тоже символизировал идею праведника. Праведник не занимается тем, что влияет на других благотворно, это задача «баал тшува», поэтому Яаков и спрятал Дину от Эсава. Дальше Ребе объясняет, как эти же идеи проявляются в наказании жителей Шхема. Чтобы действия Дины не были напрасными, они сделали обрезание, символизирующее прохождение гиюра. Ребе также приводит слова АРИ, что после греха Адама частицы его души упали в «клипот», нечистые оболочки. Одной такой оболочкой был Шхем сын Хамора. Поэтому обладая искрой от Адама, он так страстно возжелал Дину. И сделав обрезание, он был убит совершив этим свое исправление («тикун»). Из всего этого Ребе делает вывод, что те женщины, которые обладают необходимыми качествами и способностями влиять благотворно на людей, должны заниматься этим (понятно не нарушая при этом законов скромности).