Хива впервые упоминается как часть Хорезма в VI веке до н.э. Древнее Хорезмское государство сформировалось в VIII–VII веках до н.э.
Территориальные границы Хорезма проходили по среднему течению Амударьи. Крупные ирригационные сооружения существовали в Хорезме к VII-V вв. до н.э. Руины многих городов и деревень того периода были раскопаны и изучены. Поселения строились из необожжённых кирпичей и пахсы, а население занималось земледелием и скотоводством. В городах были развиты ремесла и торговля.
Правители Хорезма называли себя Хорезмшахами. Хорезмское государство было основано легендарным царем Сиявушем, а основанная им династия правила страной до 305 года нашей эры. Столицами Хорезмского государства были нынешняя крепость Акчахан, крепость Тупраккала, Кят, Гургандж, Хива.
Древние греки. называли эту страну «Хоразмия» («Хурузмия»). На клинописи звучал как «Уварезмия», в «Зенд-Авесто» – «Кайризау» или «Хваризем». Арабы называли его «Хорарезм» (Хуворезм). В китайских источниках звучал как «Холи-ш-ми-кич». Якут Хамави в своем труде «Маджам аль-Булдон»/«Словарь стран» предоставляет полную и ценную информацию о Хорезме и его городских поселениях своего времени: «Хорезм – это не название конкретного города, а название страны. Её большой город называется аль-Джурджания (Гурганч), а персы называли его страной в низменности или низменной страной. В наши дни ученые по изучению Хорезма используют термин «Хорезм» как «Страна Солнца», «Страна чудесной крепости» или «Страна прочных крепостей».
Древний Хорезм был одной из самых передовых стран по развитию науки. В частности, на этой земле начали развиваться точные науки. Следует отметить, что история научного мышления в стране тесно связана с историей социального, экономического и культурного мышления. Успех хорезмийцев в экономической жизни был бы невозможен без определенных знаний математики, геодезии, астрономии и других точных наук.
Например, оросительные сооружения, подача воды на засушливые земли по каналам, с использованием чигирей и каризов, строительство судов, строительство крепостей, многоэтажных дворцов и развитие вычислительной и измерительной техники. Практические потребности сельского хозяйства и архитектуры привели к развитию такой науки как геометрия. Развитие математической географии связано с путешествиями хорезмских торговцев в дальние страны. Ведь астрономические ориентиры необходимы как на море, так и на суше. Столь широкий спектр географических связей привел к развитию картографии и начертательной географии, градостроительства в Хорезме.
В свое время в городах Хорезма жили представители разных национальностей, в том числе евреи, которые жили в городах и селах Хорезма занимаясь торговлей и ремеслами. Исторические источники утверждают, что евреи везде, где проживали, находили общий язык с местным населением, роднились и ассимилировались с ним. Евреи тысячелетиями жили среди разных наций и народов, они овладели языком и культурой этой страны и стали всемирно известными благодаря наличию предпринимательской жилки. Чтобы получить более ясное представление об этом вопросе, мы кратко остановимся на причинах, по которым евреи пришли в Среднюю Азию, особенно в Бухару, Самарканд и Хорезм. Согласно греческим, персидским и арабским источникам, прибытие евреев в Среднюю Азию, особенно в Хорезмский оазис, произошло во время нашествия Ахеменидов (VI–IV вв. до н.э.), позже по Великому шелковому пути, а затем во время правления Сасанидов. Об этом подробно рассказывается в книге «Памятники» на основе рукописей нашего земляка Абу Райхана Беруни, произведений «Дороги и страны» Ибн Хордадбеха, «Таварих» Табари, трудов персидских летописцев Хамзы аль Исфахани и Ибн Дурейды. На хорезмском языке еврейских ученых называют раввинами, а обычных людей часто называют «аль-хабр», во множественном числе «аль-ахбар».
Согласно историческим источникам, арабский халифат организовал грабительские походы на южные города и деревни Средней Азии летом и осенью между 650 и 710 годами, после завоевания Ирана. В 712 году собрали большое войско и захватили Хорезм и Самарканд. Из-за отсутствия сопротивления в Хорезме армия Кутайба оставила хорезмшаха Чогана на его троне в соответствии с соглашением об уплате дани (контрибуция) и податей джизья.
Разъяренные зороастрийцы, особенно феодалы-дехкане и городская знать, восстали под предводительством его брата Хурзода, который имел еврейское происхождение. Хорезмшах Чоган был убит. Сразу же на помощь пришел Кутайба, и арабские солдаты вступили в бой с повстанцами на площади возле Хазараспа. Четыре тысячи хорезмийцев были взяты в плен и потом казнены. После этого храмы огнепоклонников в оазисе превратят в конюшни и склады, жрецов, ученых казнят, а книги предадут огню.
Кутайба посадит на трон брата Чагана Аскаджумака и назначит своего брата Абдуллу визирем. Столь трагические события, невиданные в истории науки, духовности, описаны в монографии С.П. Толстова «По следам древнехорезмской цивилизации»
Также в монографии «Беруни» указано, что еврейские народы, жившие Хорезме, переселились на северные земли и поселились в Хазарском государстве вокруг рек Этил и Яик (Волга и Урал).
По словам Толстого, еврейский раввин по имени Булан (Bulan), занимавший здесь высокую должность, развил торговлю с Киевом и королевством Ункурия (Венгрия) и заложил основы дипломатической службы. Арабский путешественник Абу Хамид аль-Гарнати и русские востоковеды К.Иностранцев, В.Магальский, Е.Кисилев, Е.Е. Бертельс и С.П. Толстов справедливо оценивали активную общественно-политическую, культурную и просветительскую деятельность евреев в Киевской Руси и Венгрии.
Также в X и начале XII веков евреи, бежавшие от власти Газневидов, Каракитайцев и Сельджукидов и укрывшиеся в государстве Хорезмшахов, упорно трудились в городах Кят и Гургандж. В 1004–1017 годах они занимались наукой в Дорул Хикма (Хорезмская Академия Мамуна), занимались литературой, искусством, грамматикой, ремеслами, производством текстиля, вина и торговлей. В то время в стране хорезмшахов насчитывалось 1300 писарей, 1079 ломбардов, 1400 бумажных магазинов и 1300 магазинов музыкальных инструментов.
До времени посещения Хорезма, в 1988 году, Зия Буниятов изучал в Ленинградском отделении Института востоковедения изложенное на чагатайском языке «Описание городов Хорезма». Он нашел уникальную 78-страничную рукопись на чагатайском языке и написал к ней специальный комментарий. Она содержит ценную информацию о шейхе Наджмиддине Кубро и Джалолиддине Мангуберди, а также о том, что во время монгольского нашествия в Гургандже жила 10-тысячная еврейская община, занимавшаяся наукой, ремеслами и торговлей.
Востоковед Е. Э. Бертельс вспоминает, что на эту же тему он читал трактат о мученическом убийстве шейха Наджмиддина Кубро монголами: «И большинство жителей Хорезма – Дети Израиля. Потомки Иакова». Зия Буниятов в своей книге «Династия Хорезмшахов Ануштегинов» писал, что «в Гургандже жила группа из 10 000 евреев, большинство из которых были купцами, ремесленниками и мастерами по изготовлению музыкальных инструментов».
Известно, что во времена правления потомков Чингисхана, в период подчинения Северного Хорезма Золотой Орде, евреи были задействованы на дворцовой службе, занимались искусством и литературой. Сын известного еврейского ученого Сулеймана бин Самуила (Саломон Самуэль) в 1338 году, по просьбе монгольских правителей, написал еврейско-турецкий словарь в Гургандже. Моше бин Дауд и Юсуф Яхуди (мулла Иосиф бин Исак) писали эпосы и оды, такие как «Семь братьев». Оригиналы этих произведений хранятся в Государственной библиотеке Израиля.
Здесь уместно привести пример про трагическую судьбу поэтов и народных певцов по прозвищу Караджи, принявших ислам. Касим Эшан высоко восхвалял настроение молодого еврея, принявшего ислам, в своей эпической поэме «Еврейский мальчик»:
Мальчик искренне спросил:
Я потерянный раб в старом мире?
Если вы спросите Аслима, он еврей.
Из-за неведения у меня накатились слезы на глаза…
Данная эпопея целиком была опубликована в Ташкенте в 2011 году в научной монографии «Таинственный мир искусства».
Есть сведения, что в период правления Темуридов (XIV-XV вв.), Бухарского и Хорезмского ханств (XVI-XX вв.), в городах Средней Азии было большое количество еврейских общин. В Бухаре, Самарканде и Хорезме было 30 000 евреев. В исторических источниках также есть много сведений о взаимоотношениях узбекского и еврейского народов. Согласно материалам, собранным во время встречи английского шпиона Вольфа с Амиром Насруллахом (1820-1860), приехавшим в Бухарский эмират в качестве миссионера в середине XIX века, «в Бухаре проживало 10 000 евреев».
Также Флорио Беневини, прибывший в Бухару по приказу царя Петра I в 1718-1725 гг., русский унтер-офицер Ефремов Филипп Сергеевич, который в 1774 г. прошел через Хиву, Бухару в Тибет и Индию, горный инженер Бурнашев, в 1820 г. прибывший в качестве посла, E. К. Мейендорф, Н.В. Ханников, приехавшие в 1841-1842 гг., И. Данилевский и другие приводили сведения о евреях Бухары и Хивы в своих официальных отчетах. В частности, евреям Бухары не разрешалось проживать в определенных жилых кварталах, если их численность превышала 100 семей, строить дома на метр ниже построек мусульманского населения, мужчины должны были носить черные пояса, женщины – длинные платья (халаты), мальчикам и девушкам не разрешалось входить в мечети и медресе. Указано, что официальных кладбищ не было до 1920-х годов.
Согласно источникам, с 1868 года до Первой мировой войны 1500 из 16000 евреев, проживавших в Бухаре, переехали в Иерусалим. Между 1920 и 1930 годами 4000 евреев из Бухары бежали в Палестину через Афганистан и Персию. В 1970–1980 годах из 17 тысяч человек 15,5 тысяч уехали в Израиль, США, Канаду и Австрию.
10 февраля 1925 года правительство Республики Узбекистан объявило евреев равноправными гражданами и задокументировало их как «меньшинство». В то время образцы мировой литературы публиковались в журналах «Земля», «Образование и учитель», «Очаг знаний», «Бег» в Хорезме. Одним из художников, эффективно работавших в этой области, был Абдулхамид Сулаймон угли Чулпан. Чулпан руководил изданием сборника восточных рассказов Елены Зарт (настоящее имя Носкова Елена Сергеевна) тиражом 4 000 экземпляров (1926 г.). Еврейская интеллигенция инициировала открытие исторического музея в Самарканде и техникума в Коканде. Позже школа была преобразована в Кокандский государственный педагогический институт, а музей – в краеведческий.
Член Русского географического общества Г.И. Данилевский, приехавший в Хиву в 1841 г., писал о хивинских евреях следующее: «Небольшое количество евреев в Хиву приехали из Бухары 16 лет назад, чтобы заняться производством. Правительство Хивы не дискриминирует их, и нет никаких препятствий для проведения их религиозных обрядов. Но они, похоже, разочаровались в своей религии, редко молятся, и не было никаких возражений или препятствий для верующих других религий в ханстве».
Евреи, пришедшие в Хорезмское ханство в начале 19 века, жили и в других городах Хорезма. Сход жителей махалли «Юкори дурмень» в Ургенчском районе – «Еврейский приход», сход жителей села Кармиш Янгиарикского района – «Тоты» (евреи из Дагестана). Одна семья занималась производством лака в бекстве Гурланг. По словам местного этнографа из Куня-Ургенча (Туркменистан) Э. Беконова, на окраине города жители схода «Ун уйли жухит» еврейского племени ассимилировались с местными жителями. «Еврейский» народ, проживающий в селе Саёт на территории современного Хивинского района, теперь называется «Сходом жителей Джавдонлар».
Из разговоров с пожилыми стало ясно, что евреи, чтобы избавиться от различных ограничений в годы репрессий, называли себя «джавдонами», народом, который занимался шелководством, ткачеством и делал красивое шелковое приданое для дворцовых женщин. Кстати, в «Словаре произведений Навои» сказано, что «Джавлаха» означает ткач, ткачиха, ремесленник, доброжелательный народ, ювелир, ткач изысканно украшенных тканей.
Спустя годы евреи, прибывшие в Бухару из Марокко во время правления хивинского хана, Мухаммад Рахимхана II Ферузхана (1864-1910), отправили своих представителей в Хорезм, по приглашению евреев Бухары. Те представители приехали на встречу с правителем и выразили желание эмигрировать. Мухаммад Рахимхан II сказал, что, если они обратятся в ислам, то для них будут созданы соответствующие условия. Представитель соглашается, и евреи в составе 18 семей приезжают и поселяются в Хиве. Мухаммад Рахимхан II создал условия для их проживания, ведения торговли, занятия ремеслом, производственные цеха для самореализации в своих профессиях. Хотя евреи официально исповедовали ислам на глазах у народа, они оставались верными иудаизму, собираясь в своих домах или в гостях друг у друга. Они дома также разговаривали друг с другом на своих родных языках и тайно следовали своим обычаям.
Евреи времен Мухаммада Рахимхана II занимались производством шелковых тканей, шелкоткачеством, шелководством, ремеслами и ювелирным делом. Они жили богато, благодаря своим профессиям и традициям поддерживать друг друга. Среди евреев Хивы выделились такие состоятельные инвесторы, как Ялман-бой, Аронбой, Саидбой.
Согласно 7-му выпуску газеты «Туркестанские ведомости», разведение шелкопряда и разведение тутового шелкопряда в различных ханствах страны приносило определенный доход. Элегантный шелковый халат, платье из ханского шелка, выставленное в отделе этнографии Хивинского исторического музея Ичон-Кала, еще раз подтверждает вышеизложенные мнения. Евреи из 18 семей, переехавших в Хиву, жили в основном в районах Ичан-кала и Дешан-кала города Хива.
Адреса евреев, проживающих в Дешан-кале:
1. Ялманлар, одна семья Ювелиров, проживала в махалле Ур.
2. 10 семей ткачей шелка проживали в махалле Джаммоблар (ныне кафе Тахир Зухра), на месте статуи матери Матомсаро и перед зданием Хорезмского областного кукольного театра (дом Ашир махрама), между домами Ашир марам и Ислам ходжа, возле дворца Нуруллабоя.
3. 4 семьи галантерейщиков и лекарей – в махаллях Элакчилик и Заргарлар.
Адреса евреев, проживающих в Ичан-кале:
1. 2 семьи сапожников – у ворот Багча-дарвоза.
2. 1 семья сборщиков налогов в ханстве – возле мечети Ёр Мухаммад Девон.
Кроме того, 16 семей, занимавшихся ремеслами, ранее проживавших в Хиве, проживали в разных районах.
Рассказывают, что Мухаммад Рахим-хан II пригласил калантара (старейшину) еврейских мастеров во дворец Нуриллабай, показал на павлинов, которые сидели с расправившимися хвостами на деревянных балках на краю бассейна в пятом дворе, и спросил их, могут ли мастера отразить изображение хвоста на шелковой ткани.
Калантар (старейшина) ответил утвердительно. Хан бросил через бассейн небольшой камень – вода образовала волну и смыла отражение павлина в воде. Старейшина, лицезревший эту сцену, сказал: «Понял, произведем шелковую ткань с данными оттенками». Через некоторое время презентовал хану новую шелковую ткань. В результате в Хиве было налажено производство шелка «павлиный оттенок», которое экспортировалось за рубеж под маркой «Подшохи шойи – Королевский шелк». Представители местной аристократии покупали этот шелк для своих жен. Позже эта шелковая ткань стала известной как «Жухуд атлас» – «Еврейский атлас».
Научные исследования и экспедиции по местностям схода жителей, показали, что в городе Хива и Хивинском районе есть люди, улицы, приходы которым давали названия исходя из профессии, такие как красильщики, шелкопряды, ремесленники, изготовлявшие сито, ювелиры.
В 30-х годах ХХ века из-за того, что Хорезм был отдаленной областью, в эти места были изгнаны евреи, поляки, немцы и корейцы. Среди них завоевали известность знаменитая польская эстрадная певица Анна Герман, педагоги Р. А. Советников, Г. М. Бексер, А. Бенсман, Т. Я. Середа, О. С. Ленне, М. А. Маркман, А. Ким, Владимир и Лида Мильготина, ученые, герои труда, журналисты. Согласно отчету, опубликованному Хорезмским областным статистическим управлением, только 0,1% переписи населения 1959 года составляли евреи. В 1939 году этот показатель составлял 0,5%.
По общему признанию, способность еврейского народа адаптироваться к любому региону, социально-политической системе, погодным условиям – феноменальное явление в истории. Поэтому евреи, которые сейчас ассимилированы с местным населением, спокойно проживают в Хорезмском оазисе.
БАБАДЖАНОВ Дилмурод
старший научный сотрудник Хорезмской Академии Мамуна
На фото: Хивинские евреи (фото 1910 г.), древняя Хива
Автор выражает благодарность главному редактору газеты The Bukharian Times Рафаэлю Некталову за идею написать историю евреев Хивы, а также доктору исторических наук Альберту Кагановичу за консультацию.
(The Bukharian Times)