Месяц Кислев в еврейской истории

1 кислева – один из вождей оставшихся в Вавилонском изгнании евреев получил весть из Страны Израиля о горестном положении тех, кто во главе с Эзрой незадолго до того вернулись в страну и поселились в Иерусалиме. Нехемья решил вернуться в Страну Израиля и там помочь своим собратьям.

3 кислева, после захвата Храма, греки установили в нем статуи своих идолов. И в этот же самый день, когда Храм был освобожден Хасмонеями, идолы были выброшены из него.

4 кислева 5503 года (1744) – день чудесного спасения евреев города Тверия, в течение долгого времени отмечавшийся ими как праздник. В те времена город находился под властью арабского шейха, дружелюбно относившегося к евреям и в особенности приблизившего к себе главу еврейской общины р. Хаима Абулафия. Шейх разрешил заново отстроить еврейский квартал и даже пожертвовал часть средств на строительство новой большой и богато украшенной синагоги. Заботясь о безопасности жителей города, шейх отремонтировал и укрепил городскую стену. Как оказалось, эти меры были очень своевременными: между шейхом и дамасским пашой Сулейманом началась война, и Тверия оказалась в осаде. Осада продолжалась 85 дней, и вся еврейская община подвергалась смертельной опасности, так как паша угрожал евреям поголовным уничтожением. Евреи постились и взывали к Б-гу. 4-го кислева паша внезапно, без видимых причин, снял осаду и возвратился в Дамаск.

7 кислева 3754 года (7 г. до н. э.) умер царь Иудеи Ѓордос (Ирод Великий). Эдомитянин, принявший еврейство, раб-вольноотпущенник царской семьи последних Хасмонеев, добившийся короны ценою предательства, интриг и кровопролития, он оставил о себе черную память в еврейской истории. Своим правлением он в полной мере доказал истинность изречения царя Шломо, что один их трех, под которыми “дрожит земля”, – это “раб, который станет царствовать”. Ирод жестоко преследовал противников его политики, направленной на ассимиляцию Израиля среди прочих народов мира. Даже деяниями, как будто бы направленными на благо всего Израиля (как, например, отстройка Иерусалимского Храма), он преследовал прежде всего личные цели, желая возвеличиться и произвести впечатление на гоев. День его смерти стал настоящим праздником для еврейского народа – днем поистине всенародного ликования. Ирод был последним, кто носил титул царя Иудеи: детям его, разделившим между собой страну, Рим уже не позволил именовать себя так и даровал лишь звание этнарха, правителя провинции.

19 кислева – день кончины р. Дова-Бера, Межиричского Магида. Самый младший из учеников р. Исраэля Баал-Шем-Това, он после кончины своего учителя принял на себя руководство хасидским движением и воспитал целую плеяду замечательных личностей, ставших гордостью еврейского народа и определивших облик восточно-европейского еврейства, – таких, как р. Леви-Ицхак из Бердичева, Провидец из Люблина, р. Зеэв-Вольф из Житомира и многих других, прославившихся своей праведностью и ученостью. Самым младшим из них был р. Шнеур-Залман, будущий “Старый Ребе”, основатель движения Хабад, которого Магид особенно приблизил к себе и открыл ему сокровеннейшие тайны Торы. Умирая, Магид сжал руку р. Шнеура-Залмана и прошептал: “Этот день – день нашего торжества!”. Это было в 5533 году (1772). Спустя четыре года р. Шнеур-Залман принял на себя руководство советом глав хасидского движения. Последние слова его учителя оказались пророческими: 19 кислева 5559 года (1798) Старый Ребе был освобожден из заключения в Петропавловской крепости, куда он был посажен по доносу противников хасидизма, и день этот стал днем торжества всего хасидского движения вообще и особым праздником хасидов Хабада – Новым годом Хабада.

22 кислева 5416 года (1655) евреям было вновь разрешено проживать и заниматься торговлей на территории Англии. Особую роль в этом сыграл знаменитый Менаше бен Исраэль – ученый и общественный деятель, гражданин Голландии. Несмотря на враждебные отношения между этими странами, Менаше бен Исраэль сумел произвести своими письмами благоприятное впечатление на Оливера Кромвеля, главу Английской революции, а затем завоевать его доверие и даже личную дружбу. Получив от всемогущего “лорда-протектора” документ, дающий право въезда на территорию Англии, Менаше бен Исраэль в месяце хешван 5416 года прибыл в Лондон и, несмотря на отчаянное сопротивление церкви и купечества, сумел добиться того, что парламент решил вновь допустить в Англию евреев, изгнанных оттуда в 1290 году. Желая показать еврейство в его настоящем облике и опровергнуть домыслы антисемитов, Менаше бен Исраэль написал в Лондоне сочинение “В защиту Израиля”, описывающее верность евреев своей вере и мужество, проявленное ими в период изгнания.

25 кислева – первый день Хануки. В этот день в 3622 году (139 г. до н. э.) произошло чудо Хануки, память о котором хранится народом Израиля по сей день. В этот день был заново освящен Храм, оскверненный греками, которые поставили в нем своих идолов и приносили в жертву свиней.