Это случилось в 1986 году, когда начался суд о возврате книг из библиотеки Шестого Любавичского Ребе — р. Йосефа-Ицхака Шнеерсона. А, может, и еще раньше, в 1927 году — когда предыдущему Ребе каким-то чудом удалось вырваться со своей семьей и вывезти часть книг из Советского Союза, над которым уже сгущались тучи грядущих сталинских репрессий. А, может быть, даже в 1799 году — когда основатель Любавичского движения Алтер Ребе был освобожден из Петропавловской тюрьмы, и вместе с ним обрело свободу и стало стремительно распространяться по просторам России новое хасидское учение.
Один из родственников предыдущего Любавичского Ребе претендовал на часть библиотеки по “праву наследства”, как законный наследник, и формально у него были к тому основания.
Это была вторая часть многострадальной библиотеки, которую удалось вывезти из России. Первая, как известно, осталась в Советском Союзе и относительно недавно была символически передана еврейскому Музею толерантности при МЕОЦ (основной фонд этой библиотеки до сих пор пылится в запасниках Румянцевской, бывшей Ленинской, библиотеки). Однако судьба тех книг, которые удалось вывезти из России, тоже сложилась не вполне благополучно: на них предъявили свои претензии “наследники” р. Йосефа-Ицхака. Один из них утверждал, что книги принадлежат ему, так как он является единственным наследником предыдущего Ребе.
Рассмотрение дела началось в конце 1986 года, продолжалось около трех недель и завершилось в начале 1987 года, когда федеральный судья Чарлз Сифтон (афро-американец!) огласил свой приговор (он занял 40 страниц):
“После внимательного рассмотрения всех документов, представленных обеими сторонами, я пришел к заключению, что данная библиотека не может считаться частным имуществом Любавичского Ребе (Шестого Любавичского Ребе, р. Йосефа-Ицхака Шнеерсона), а является достоянием всей хасидской общины. Поэтому на нее не распространяются права наследства, и она должна быть передана в распоряжение организации Агудас Хасидей Хабад, которая является официальным представителем Любавичского движения”.
Это известие пришло 5-го тевета, и этот день стал днем праздника и веселья, днем победы света хасидизма над силами тьмы, когда наша взяла — “Дидан ноцах!”1.
####“Дидан ноцах” сегодня
Ребе объявил этот день “Днем святых еврейских книг” и призвал всех евреев приобретать книги по традиции, начиная с самой Торы, Танаха, молитвенника, книги Теѓилим, книги Тания и т. д. В одной из бесед Ребе объяснил, что возвращение украденных книг подобно освобождению из плена (пидьон швуим) – а это одна из важнейших заповедей иудаизма. Поэтому в этот день нужно покупать новые книги и изучать их, а также начать изучение Мишны для приближения Освобождения. Оставались еще книги, которые уже были проданы, и тогда Ребе попросил всех вернуть их, предупредив, что человек, у которого есть эти книги, держит дома “тикающую бомбу”! После этого большинство книг вернули.
Молитвенник Бааль Шем Това (Архив №1994) — одна из самых важных книг в коллекции